понедельник, 28 июля 2008 г.

Почему корпоративные программы стоят дорого.

Корпоративная программа – это уже не коробочное решение, а индивидуально настраиваемая среда. У нее по всем направлениям параметры лучше. Разве что за исключением гибкости настройки и стоимости. А чем сложнее настройка, тем больше ресурсов надо потратить на разработку, внедрение и поддержание системы. Понятно куда я клоню? Просто, давайте пойдем от обратного. Сколько может стоить внедрение такого усреднено-среднего продукта? Ну, пусть возьмем где-то на уровне $50т. А сколько при этом может стоить программа? Может ли сам продукт стоить при этом $10т? Ни в коем случае. Кто же согласится покупать такой продукт, на внедрение которого нужно в 5 раз больше денег. Понятно, значит он очень сложный в настройках и большая вероятность, что будет сложный в работе. (Хотя по факту, потом такие пропорции нередко бывают. Но это уже зависит от мастерства внедренцев – ненавязчиво, но настойчиво продавать себя.)
Идем дальше. Может такой продукт стоить $100т? Да как-то уж дороговато, а внедрение дешевое. Значит на нас студенты тренируются. Поэтому все – и продавцы/внедренцы, и покупатели/закзчики держат в уме примерно одинаковый диапазон. Заказчик – 100-200% от стоимости продукта. Внедренец – 200-300% от стоимости. И процесс предварительных переговоров – это прощупывание друг друга. С целью: 1. выйти на какую-то компромиссную середину. 2. определиться, сколько потом можно будет навязать клиенту дополнительно своей работы. Когда это делается постепенно, то не так бросается в глаза.
А теперь представьте себе команду внедренцев, которая решила продвигать какой то программный продукт. Или пусть даже им поручили. Подготовительной возни с проектом почти одинаково – что большой, что маленький. А напрягаться по поводу 10-и тысячного проекта, как-то даже несерьезно. Значит как минимум тысяч 50 в начале, ну и потом еще поднакачать где то от 30 до 50, как повезет. Соответственно сам продукт должен стоить 30-50 тыс. Тогда картина выглядит гармонично. А вдруг разработчик продукта продает его намного дешевле? Даже и не думайте. Таких вдруг не бывает. Они же тоже не дураки и понимают, что продвигать дешевый продукт желающих найдется немного. А своими силами заниматься внедрением – это распыление усилий. Не всегда получается удачно да и охват будет небольшой. По любому, нужны партнеры. Вот и вырисовывается какая то цифра. Более менее заметная, но не так чтобы зашкаливала. А теперь просто сравните и проанализируйте себестоимость производства копии программного продукта и хотя-бы легкового автомобиля. По цене это где-то сопоставимо. У автомобиля материальные затраты на каждую конкретную машину имеют очень много составляющих и занимают где то от 50 до 80% в конечной цене. Так вот конечную цену производитель авто и двигает с учетом этих пределов . Может даже и 5-10% оставить себе заработка, если речь идет о захвате рынка или вытеснении конкурента. А ниже себестоимости не может. Это уже противоречит логике бизнеса. Вернемся теперь к программному продукту. У программного продукта себестоимость настолько мала, что ею можно пренебречь и признать равной 0. Да, я знаю что там огромные затраты человеко-лет, на написание всего этого богатства. Но не путайте – это не себестоимость в буквальном понимании этого понятия. Это уже инвестиция. Так и у автомобиля есть инвестиции. А сумма инвестиции не зависит от количества проданных копий. Поэтому в случае с програмным продуктом разбег цен может быть намного больше, но нас интересует нижняя цена. Так вот, она может быть вообще чисто символической. А может быть разумной. Как это? Да просто вложенная инвестиция должна давать определенную отдачу. И достигается это всего лишь двумя простыми параметрами – цена и объем. А это всегда можно посчитать. Если снижение цены на х даст увеличение объема на у, тогда разница произведений прибыли с единицы на объем в первом и втором варианте покажет нам что выгоднее. Понятно, что есть расчет, а есть реальная жизнь. Ну так и мы не дураки, ценовую политику всегда можно подкорректировать. Да, это было бы так, но во-первых: всегда присутствует фактор значимости. Не может серьезный продукт дешево стоить. А во-вторых: самое главное, объемы дают разветвленная сеть партнеров – то есть внедренцев. А они, если помните соблюдают и свой интерес и задешево работать не будут. Одним словом – замкнутый круг. Ну бывают еще дикие рынки отсталых стран с дешевой рабочей силой. До недавнего времени к ним относились и мы (я имею ввиду все СНГ). Ну так это экзотика.
Если обобщить, то стоимость продукта будет зависеть от стоимости внедренческой работы на конкретном рынке. И внедренец возьмется за новый продукт, если на нем можно долго и хорошо зарабатывать. Понятно, что дешевый продукт он даже рассматривать не будет. ПС: А ведь как хорошо все начиналось...

 
Budgex&copy © 2007 Template feito por Templates para Você